Советы по развитию умения ребенка считать в уме: простые инструкции для освоения устного счета

Как научить ребенка считать в уме простые советы по освоению устного счета

Умение считать в уме очень важно для успешного обучения математике и развития мышления. Для ребенка семи лет освоение устного счета становится приоритетным заданием. Однако, не всегда наше учебное заведение предоставляет достаточное внимание данному процессу. В связи с этим, родители должны быть готовы помочь своему ребенку в совершенствовании его навыков в устном счете.

Сначала ребенка нужно познакомить с «математическими домиками», которые в школе называют числовые ленточки. Игра «Найди домики» здесь очень полезна. Вам придется продемонстрировать своему ребенку картинку домика и операции: «плюс», «минус», «умножить», «разделить». После того, как ребенок будет понимать эти домики, можно переходить к выполнению простых заданий на устный счет, например, «положи на картинке домика 3». Когда ребенок закрепит навык считать в устной арифметике, можно добавить новое правило: «соотнеси количество домиков с числом». Затем ребенок должен научиться считать несколько домиков сразу. Для этого можно использовать методику переводом числа в устной счет и его «вычитания». Например, «три домика, отними один, сколько останется?».

1 «Что изменилось»

Прежде, чем мы перейдем к советам по освоению устного счета, давайте разберемся, что именно изменилось в сравнении с тем, как мы учили считать в школе. Когда мы были детьми, основная часть числовых заданий касалась только арифметики. Мы вычисляли, складывали, вычитали, умножали и делили, решая задачи на бумаге.

Сегодня процесс устного счета у детей изменился. Вместе с классическими задачами детям придется решать более сложные задания, которые требуют не только понимания арифметических операций, но и умения работать с числами в уме.

  • Устный счет с помощью игр и игровых ситуаций
  • «Математические домики» и «математические пазлы»
  • Картинка «Покупатель и продавец»
  • Задания типа «найди число», «что изменилось», «соотнеси» и т.д.

В современной школе значительно больше внимания уделяется развитию ментальной арифметики, то есть умению считать в уме без использования бумажных карточек и калькулятора. Такие игры помогают ребенку сразу сориентироваться в числах и научиться считать быстро и точно.

Доминирующие отличия процесса обучения устному счету в сравнении с нашими школьными годами заключаются в следующем:

  1. Ребенок должен освоить умение считать в уме сразу с несколькими числами. Например, сложить двузначное число с двузначным числом.
  2. Ребенок должен уметь выполнять не только сложение и вычитание, но и умножение и деление.
  3. В устном счете очень важно иметь представление о порядке чисел и сразу ориентироваться в их количестве.
  4. Доминирующим типом заданий являются задания типа «что изменилось», «найди число», «соотнеси», «покупатель и продавец».
  5. Родители должны помогать ребенку научиться играть в игры, которые помогут развить его устный счет.

Таким образом, в современном образовании многое изменилось, и освоение устного счета требует от ребенка не только знания цифр, но и умения оперировать с числами в различных ситуациях. В следующих разделах мы рассмотрим различные упражнения и игры, которые помогут ребенку научиться счету в уме.

2 «Найди отличия»

Процесс игры «Найди отличия» очень прост. Ребенок получает две карточки или изображения, на которых изображены два похожих объекта (например, два домика). Задача ребенка состоит в том, чтобы найти и соотнести между собой все отличия на этих двух изображениях.

Для игры можно использовать различные изображения или пазлы, в которых нужно найти и сосчитать количество отличий. Например, можно использовать изображения двух домиков, на которых ребенку придется найти и посчитать количество отличий. Этот способ поможет ребенку быстро развить навык сравнения и счета в уме.

Игра «Найди отличия» также может быть полезна и в школе. В некоторых математических заданиях ребенку приходится выполнять действительно сложные задания, где нужно найти и сосчитать количество отличий между двумя объектами. Поэтому, если ребенок научится играть в «Найди отличия», ему будет гораздо легче справляться с такими заданиями в школе.

3 «Соотнеси количество»

В начале этого метода можно использовать задания, в которых нужно найти количество предметов или картинок на рисунке и посчитать их. Например, ребенку можно предложить посчитать количество квартир на картинке или посчитать количество пазлов, которые нужно сложить.

Сразу после этого можно перейти к заданиям типа «найди отличия». В таких играх ребенку придется быстро считать количество отличающихся элементов на картинках или находить все отличия на рисунках в книге. Это развивает навык быстрого устного подсчета и тренирует внимание и сосредоточенность ребенка.

Также ребенку можно предлагать игры в магазин. Например, родители могут играть роль продавца, а ребенок – роль покупателя. Задача ребенка сосчитать количество продуктов или товаров и внимательно следить за тем, сколько денег он заплатил и сколько сдачи получил. Это поможет ребенку быстро выполнять арифметические действия в уме и понимать, «что такое арифметика».

4 «Сложить или вычесть»

Сначала предлагается решать простые задания на сложение и вычитание в пределах от 1 до 10. Ребенку придется обратить внимание на такие арифметические действия, как «сложить» или «вычесть». Изначально можно использовать карточки с цифрами, чтобы ребенок мог иметь визуальное представление о числе. Потом переходить к картинке, где есть, например, домики, и ребенок должен посчитать, сколько домиков нужно «сложить» или «вычесть».

Можно также играть с ребенком в игру «покупатель и продавец». Родители могут играть в роль продавца и предлагать ребенку различные задания на сложение и вычитание. Например, ребенку нужно «приобрести» определенное количество квартир, а продавец предлагает ему посчитать, сколько домов нужно купить или продать. Этот процесс поможет ребенку лучше соотнести числовые значения и понимать арифметические действия.

Постепенно ребенок научится выполнять задания на сложение и вычитание без использования карточек, лишь с помощью мысленных расчетов. Это действительно поможет ему быстро и легко освоить устный счет и стать более уверенным в арифметике.

5 «Числовые домики»

5 «Числовые домики»

Задание “Числовые домики” заключается в том, чтобы с помощью картинок домиков и цифр научиться считать количество предметов в каждом домике. Ребенку нужно найти и переходить от одной комнаты к другой, например, “найди домик с 4 комнатами”.

  • Если ребенок только начал обучение устному счету, ему будет достаточно играть с картинками домиков и сосчитывать количество предметов в каждой комнате.
  • Для более продвинутых учеников, можно составлять арифметические задания, например, “найди домик, в котором 8 предметов, и напиши под этой картинкой число 8”.

Такие “числовые домики” не только помогают ребенку научиться считать в уме, но и развивают его внимание, память и логическое мышление. Игра с “числовыми домиками” также может стать интересным способом проводить время вместе с родителями.

Действительно, процесс обучения устному счету изменился и теперь предлагает интересные и увлекательные игры, в которых ребенок может самостоятельно выполнять задания и получать удовлетворение от достижений.

6 «Покупатель – продавец»

Игра «Покупатель – продавец» может быть проведена как дома, так и в школе во время урока математики. Для игры нужны карточки с изображением домиков и товаров, такие как фрукты, овощи или игрушки. На каждой карточке должна быть написана цифра, которую ребенок должен сразу посчитать и найти соответствующий товар.

Начните игру с простых заданий: например, ребенку нужно посчитать количество яблок на картинке и найти карточку с цифрой «3». Постепенно усложняйте задания: например, предложите ребенку найти разницу между количеством яблок на двух картинках и вычесть ее из числа на карточке «5».

Игра будет еще интереснее, если родители или учитель станут продавцом, а ребенок – покупателем. В своей комнате или классе можно сделать маленькую импровизированную лавочку: столик, на котором будут выставлены карточки с цифрами и товары. Ребенку придется составлять покупки и считать их в уме.

Таким способом ребенок сможет лучше понять арифметику и научиться считать в устной форме. Он также развивает свои навыки в устному счету, тренирует память и сосредоточение. Игра «Покупатель – продавец» не только обучает ребенка счету, но и делает процесс обучения интереснее и увлекательнее.

7 «Математические пазлы»

Чтобы начать играть в “математические пазлы”, вашему ребенку сначала нужно овладеть базовыми представлениями о числах и их взаимосвязях. Для этого можно использовать простые задания, которые помогут развить устный счет. Например, попросите ребенка “соотнести” цифры от 1 до 10 с предметами в его квартире или доме. Например, к цифре 6 он должен найти и написать количество домиков в квартире.

После того как ребенок достаточно хорошо разбирается в арифметике, можно переходить к более сложным “математическим пазлам”. Например, предложите ребенку играть в игру “Найди отличия”, где на одной картинке будет представлено определенное количество предметов, а на другой – количество этих же предметов, но с добавлением или вычитанием нескольких единиц. Ребенку нужно будет сравнить картинку и понять, что именно “изменилось” в процессе арифметической операции.

Для развития “ментальной арифметики” можно использовать специальные “числовые домики”. Это набор из пяти или шести карт, на которых изображены домики с числами от 1 до 10. Ребенку нужно будет считать количество предметов в каждом домике и сразу вычислять результат операции, например, “сложить” или “вычесть”. Такой вид игры поможет ребенку научиться считать в уме и быстро выполнять арифметические задания.

8 «Ментальная арифметика»

8 «Ментальная арифметика»

Учитывая, что учебный процесс по устному счету изменился, «ментальная арифметика» отличается от школьной. На уроках школьной арифметики ребенок учится понимать, что 8+2 равно 10, а затем писать это на бумаге. В «ментальной арифметике» ребенку сначала показывают череду примеров, где 8+2=10. Он обязан это запомнить, а потом уже под воздействием примера «8+2=10» может писать сам.

8.1 «Сложить домики» или «найди отличия»

8.1 «Сложить домики» или «найди отличия»

Задания в играх «ментальной арифметики» могут быть представлены в форме «Сложить домики», когда ребенку нужно сложить несколько изображений домиков, и он должен посчитать общее количество окон. Или же задания могут представлять собой найди отличия, где необходимо быстро обнаружить различия между двумя похожими картинками.

При выполнении таких заданий ребенок должен быть внимателен, чтобы быстро заметить все отличия или посчитать все окна на картинке. Чем больше он занимается подобными заданиями, тем быстрее он научится выполнять их и улучшать свои навыки устной арифметики.

Матрёшка